«Лила» — древняя игра самопознания, история которой насчитывает более двух тысячелетий. Ни автор, ни время изобретения этой игры неизвестны. Впрочем, в древности во многих культурах мира имя творца не считалось весомым и значимым, ведь он только исполнял волю Бога, был его рукой, инструментом творения.
Игровое поле олицетворяет жизненный путь игрока, иллюстрированный добродетелями (ступенями) и изъянами (змеями). Познавая свои внутренние состояния и освобождаясь от рабства страстей, игроки переходят от нижних уровней сознания к более высоким, чтобы достичь свободы в слиянии с Высшим Разумом.
Зафиксировано множество версий игры «Лила» и мест её происхождения. В мировых музеях находится около 50 вариантов досок для игры, большинство из которых найдены в разных регионах Индии, Непала, Тибета. Описания внутренних состояний (такими, какими они были в древности), к сожалению, не сохранились.
Игра «Лила» представлена во многих религиозных традициях и философских школах: существуют её джайнистские, индуистские, суфийские версии и т. д. Также имеются свидетельства о буддийских версиях игры в период Пала-Сена.
Gyan Chauper («Игра мудрости»), Jnana bazi / Gyan bazi («Игра рая и ада»), Leela («Проведение времени»), Vaikunthapaali, Thayam, Parama Pada Sopanam («Шаги к Высшему»), Kismet, Moksha Patam («Ступени спасения»), SHATRANJ-AL-ARIFIN («Шахматы мудрых»), Nagapasa, Snakes & Ladders — всё это названия одной игры.
Существовало много вариантов игрового поля: 72, 84, 101, 124, 132, 342 квадратов и другие нестандартные версии. Самыми распространёнными были игровые доски 8 × 8, 10 × 10 или 12 × 12 квадратов. Расположение змей и ступеней также варьируется. Каждый игрок представлен на игровом поле определённым символом. Для передвижения по игровому полю традиционно использовался кубик с 6-ю гранями.
ДЖАЙНИСТСКОЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ
Самая древняя версия сохранившейся игры — джайнистская. Она датирована 1735 годом и найдена в Раджастане.
Игровое поле этой версии чаще всего изготавливалось из окрашенной ткани, так называемой «патас».
Традиционное джайнистское поле состоит из 84 клеток: 9 × 9 клеток с тремя дополнительными (1, 56 и 66).
Другое название игры — Джнана Баги (Gyanbazi или Gyanbaji), которая известна с XVIII века как «Игра рая и ада».
Gyan Chaupar (Джайнистская версия игры), Национальный музей в Нью-Дели
Jnana bazi, XIX в., гуашь на ткани
Джайнизм
Джайнизм проповедует бережное отношение ко всем живым существам. Философия и практика джайнизма заключаются прежде всего в самосовершенствовании души для достижения всезнания, всесилия и вечного блаженства. Любая душа, преодолевшая оставшуюся от прежних жизней телесную оболочку и достигшая нирваны, называется Джиной. Человек может напрямую общаться с Богом (Абсолютом), заслужить спасение своими делами и мыслями без посредничества жреца-брахмана и без многочисленных жертвоприношений.
Несмотря на то, что религиозно-нравственные учения Индии тесно переплелись, джайнизм — это отдельное учение со своей философией.
Насчитывается не менее восьми признаков, отличающих джайнизм от ведической религии и индуизма. Они настолько существенны, что не позволяют считать джайнизм религией индуизма или какой-то другой составляющей. В древности разница между носителями индуизма и джайнизма была настолько заметной, что это давало повод причислять их к разным расам.
ИНДУИСТСКАЯ ВЕРСИЯ ИГРЫ
Индуистская версия игры была наиболее популярной среди браминов. Традиционное индуистское игровое поле значительно отличалось от джайнистского (и по формату, и по терминологии). Со временем возникло множество вариантов индуистских игровых досок. Есть версии, насчитывающие 100 и более клеток.
В основном игра проповедовала вайшнавизм (направление индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам). Попадаются игровые доски начала XIX века, на которых Вишну изображён в виде Кришны.
Индуистская версия древней игры впервые была описана Харишем Джохари (Harish Johari) в 1980 году в его книге «Лила. Игра самопознания», которая печатается во многих странах мира. В русскоязычном пространстве её предлагало издательство «София». Сейчас книгу можно найти в интернете.
Ген Чаупар. Поле из 72 клеток
Индуизм
Термин «индуизм» обозначает совокупность разнородных традиций, придерживающихся авторитета Вед, которые считаются одним из древнейших Писаний в мире. Большинство индуистов признают Божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает Вселенную, и верят во Вселенского бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и проявляет себя в самых разных формах.
Типичные для индуизма верования:
- дхарма — моральный долг, этические обязательства;
- сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в животных, людей, богов;
- карма — вера в то, что порядок перерождений определяется поступками, совершёнными в течение жизни, и их последствиями;
- мокша — освобождение от круговорота рождения и смерти, сансары;
- йога (различные её направления).
Современное индуистское игровое поле, приобретённое в Ranganathaswamy Temple в Ширангаме (Индия)
МУСУЛЬМАНСКАЯ (СУФИЙСКАЯ) ВЕРСИЯ ИГРЫ
Мусульманская версия игры использовалась в конце XVII — начале XVIII века. Её игровое поле традиционно состоит из 100 клеток, символизирующих количество имён Бога, а 101 клетка — Обитель Аллаха. Письменность на поле — арабская (персидская). Всего на нём 17 ступенек и 13 змей. Впоследствии эта, несколько модифицированная версия стала известна как SHATRANJ-AL-ARIFIN, или «Шахматы мудрых».
Суфизм
Суфизм — древняя традиция духовного совершенствования, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Цель суфизма — постижение абсолютной реальности, воспитание «совершенного человека», способного к восприятию истины, свободного от мирской суеты и способного справиться со своими отрицательными качествами.
Суфий Шатрандж аль-Арифин. Персидские змеи и ступени, XIX век, Аджмир (Индия)
ДРУГИЕ ВЕРСИИ ИГРЫ
Также существуют экземпляры игры на 124 клетки, в которых поле 14 х 10 разделено на отдельные зоны; большое игровое поле на 342 квадрата и другие, нестандартные версии.
NAGAPASA
В Непале были обнаружены версии игрового поля из 72 клеток (формат 9 × 8). Эту игру называли Nagapasa.
На игровом поле использовалось два вида письменности: персидская (арабская) и деванагари (древнеиндийская).
Игра включает как индуистские, так и мусульманские изъяны и добродетели.
БУДДИЙСКАЯ NAGAPASA
В каждом квадрате изображена буддийская фигура. На поле представлены синие, красные и белые змеи. Ступени были заменены красными/хорошими змеями, а белая змея вела к освобождению.
SNAKES & LADDERS / CHAIRS AND LADDERS («ЗМЕИ И ЛЕСТНИЦЫ»)
В 1982 году эту игру привезли в Англию и адаптировали для местных игроков. Индийские добродетели и изъяны были заменены английскими, отражавшими викторианскую мораль. Первоначально известная как Kismet, игра стала популярной под названием «Змеи и лестницы».
Урок игры заключался в том, что человек растёт над собой, совершая добро, а совершая зло, деградирует и опускается к более низкому уровню жизни. Количество змей и лестниц в викторианской версии игры было одинаковым для иллюстрации того, что у каждого человека есть как минимум один шанс исправить неблагопристойное деяние хорошим поступком и на пути игрока в любой момент может случиться хотя бы один соблазн, который неизбежно приведёт к падению.
CHUTES AND LADDERS
В 1943 году в США Милтон Брэдли выпустил игру Chutes and Ladders («Ловушки и ступеньки»). Простота сделала её одной из известнейших в мире классических настольных игр.
Игровое поле 10 х 10, перемещение символов осуществляется с помощью спиннера (вместо кубика). Образ змеи предстаёт в виде ленты. Смысл игры заключается в обучении малышей понимать причины и последствия. Квадраты в нижней части лестницы иллюстрируют детей, совершающих добрые или умные поступки, наверху лестницы изображены дети, наслаждающиеся наградой; квадраты в верхней части ленты изображают детей озорных или отличившихся недостойным поведением, внизу ленты изображены дети, страдающие от последствий такого поведения. Ещё один смысл игры — научить устойчивости к взлетам и падениям, которые неизбежно бывают в жизни.
Лондон. Кольцевая линия метро. Мозаика по мотивам игры «Змеи и лестницы».
«Змеи и лестницы» в начальной школе в Килмарноке (Шотландия)